Популярные обзоры

Недавние обзоры

СМЗ С-3А - автомобиль-мотоколяска

СМЗ С-3А - четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

Модель С-3А стала второй работой только что сформировавшегося конструкторского отдела Серпуховского мотоциклетного завода. Было решено, что мотоколяске С-3Л нужно придать больше «автомобильности». Вместо мотоциклетных передней подвески и руля поставили подвеску и рулевое управление от малолитражки НАМИ-031, не пошедшей в серию. Передок оформили более симпатично, установили немного более мощный двигатель с электростартером и вентилятором принудительного охлаждения.

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А - видео обзор

Передняя подвеска машины была сделана на манер Volkswagen «Жук» — торсионная, на двух продольных рычагах. Возможно, это решение не вполне подходило для столь маленькой машины, поскольку по сравнению с С-3Л масса машины увеличилась на 150 кг — более чем в 1,5 раза. Оглядываясь назад, специалисты говорят, что присутствовало и другое неоптимальное решение: привод от двигателя к колесам был цепным, некомпактным и тяжелым. По причине большой массы, а также для повышения проходимости размер колес увеличили с 9 до 10 дюймов.
В отличие от других массовых автомобилей СССР, история «инвалидок» покрыта мраком. В свое время автоисторик Лев Шугуров сделал вывод, что концепция С-3А являлась ошибкой: мотоколяску нужно было сделать компактней, проще и легче. Специально для пояснения разницы он ввел термин «моторизованный протез» и назвал С-3А «компромиссом между мотопротезом и автомобилем». Но почему он сделал такой вывод? Ведь С-3А была единственной советской инвалидной мотоколяской, инвалиды были рады и ей.

СМЗ С-3А - четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

Нет ответа и на вопрос, чем руководствовались конструкторы СМЗ, делая 4-колесный автомобильчик вместо «мотопротеза». Пожеланиями инвалидов или указанием сверху? Поскольку ответов на эти вопросы нет, то судить об удачности С-3А сложно. Можно сказать одно: автомобилем С-3А была плохим, с малыми проходимостью и ресурсом. Высокий расход топлива в те времена уже мало кого волновал: дефицит на бензин исчез, да и стоил он копейки. Преимуществами были простота конструкции, ремонтопригодность и неприхотливость. Нельзя оценить ее и в денежной выгоде: СМЗ С-3А не продавалась, а распределялась через органы социальной безопасности. Отъездив положенный срок, владелец машины сдавал ее назад и получал другую.
Возможно, мнение историков объясняется тем, что в 1959 г., всего через год после начала выпуска С-3А, в СССР появился «Запорожец», который также имел версию для инвалидов. Если предположить, что С-3А должна была служить хозяевам при длинных поездках, то историки правы. На этой машине инвалид мог был ездить по месту службы или в бытовых целях — буквально в магазин за продуктами или на почту.

СМЗ С-3А - четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

Для этих целей тогда компактный «мотопротез» был удобнее. В 1962 г. машина прошла небольшую модернизацию и получила индекс С-3АМ. Фрикционные амортизаторы (на силе трения) заменили более комфортабельными гидравлическими, металлические шарниры полуосей — резиновыми, усовершенствовали глушитель. Неясно, когда С-3А перестали производить. «Историческая справка» завода говорит, что выпуск был прекращен в 1965 г. и завод временно перешел на изготовление сельскохозяйственной техники. Другие источники утверждают, что мотоколяска выпускалась до 1970 г., когда начала производиться следующая модель, СМЗ С-3Д.
Увековеченная советским комедийным художественным фильмом «Операция „Ы" и другие приключения Шурика», имеющая забавную и харизматичную внешность, качественно сделанная, в настоящее время С-3А стала объектом коллекционирования и экзотического тюнинга.

СМЗ С-3А - четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска

Технические характеристики СМЗ С-3А

Класс........................мотоколяска
Число мест........................2

Двигатель СМЗ С-3А

С3А (ИЖ-56), объём........................346 см3
Максимальная мощность........................8 л.с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент........................19 Н·м, при 2400 об/мин

Габаритные размеры СМЗ С-3А

Длина........................2625 мм
Ширина........................1316 мм
Высота........................1380 мм
Клиренс........................170 мм
Колёсная база........................1650 мм
Колея задняя........................1050 мм
Колея передняя........................1114 мм

Коробка передач........................механическая 4-ступенчатая
Скорость........................60 км/ч

Объем бака СМЗ С-3А

- 12 л.

Расход топлива СМЗ С-3А

Расход топлива при смешанном цикле........................4,5 — 5,0 л/100 км

Вес СМЗ С-3А

- 425 кг

 

Фото СМЗ С-3А

Фото автомобиля-коляски СМЗ С-3А

Фото автомобиля-коляски СМЗ С-3А

Фото автомобиля-коляски СМЗ С-3А


Добавить отзыв

Защитный код
Обновить