Популярные обзоры

Недавние обзоры

Киа Рио 2017 Цена Коплектации Фото Видео Двигатель

Киа Пиканто 2017 Цена Коплектации Фото Видео Двигатель

УАЗ Пикап 2017 Цена Фото Комплектации Двигатель Видео

ГАЗель Некст Ситилайн Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗель Некст цельнометаллический фургон 3 места

ГАЗель Некст Комби 7 мест цельнометаллический фургон

Газель Некст Фермер Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗель Некст бортовая Отзывы Фото Видео Размеры Вес

Газон Некст 7 мест Фото Видео Характеристики Размеры

Газон Некст Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-2217 Соболь Баргузин 4х4 Фото Характеристики Размеры

Фургон ГАЗ-2752 Соболь 4х4 Фото Характеристики Размеры

ГАЗ-2310 Соболь бортовой Фото Характеристики Размеры

ЗИЛ-5301 Бычок Двигатель Расход топлива Объем бака Грузоподъемность Вес

ЗИЛ-157 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Объем бака Шины

ГАЗ-33104 Валдай Грузоподъемность Расход топлива Вес Объем бака

ГАЗ-51 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ГАЗ-51

«ГАЗ-51» – самый массовый грузовик советского производства в период с конца 40-х по середину 70-х годов ХХ века. Универсальный автомобиль грузоподъёмностью 2,5 тонны получил широкое распространение во всех сферах народного хозяйства СССР и социалистических стран в тот период и последующие годы. Всего за годы серийного выпуска (1946-1975) было произведено 3 481 033 автомашины «ГАЗ-51». Ещё десятки тысяч этих грузовиков выпустили автозаводы, построенные с помощью Советского Союза в Польше, Китае и Северной Корее. Далее – подробности устройства и эксплуатации «ГАЗ-51».

 ГАЗ-51 - видео обзор

Если бы не война, «ГАЗ-51» был бы запущен в серийное производство уже в 1941-м году. Подготовка к тому велась с 1937-го года, и всё необходимое для этого уже было готово. Проектирование, разработка, испытания нового универсального народнохозяйственного грузовика, утверждение данной модели и её подготовка к запуску в «серию» были завершены. «ГАЗ-51» из опытной партии летом 1940-го года экспонировался на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Конструкция «ГАЗ-51» в последние годы войны была подвергнута тотальной ревизии и модернизации. Группа конструкторов, во главе с Александром Просвирниным, постарались учесть передовой опыт, полученный в ходе эксплуатации грузовой техники в военное время. В том числе и грузовиков, поставленных из США по договору ленд-лиза.

ГАЗ-51

 

В соответствии с этим опытом, были усовершенствованы не только двигатель и обслуживающие его системы. В конструкцию был заложен новый на тот момент гидравлический тормозной привод; изменения коснулись и кабины, и облицовки.

Размер колёс решено было увеличить, грузоподъёмность довести до оптимальных 2,5 тонн. Была проведена серьёзная работа по обеспечению значительной (до 80 %) унификации с полноприводным, будущим базовым армейским вариантом грузовика – «ГАЗ-63».

Опытная («установочная») партия из 20-ти грузовиков «ГАЗ-51» была выпущена в 1945 году, а год 1946-й уже дал народному хозяйству разорённой войной и возрождающейся страны 3136 серийных грузовиков данной марки. Первые же годы эксплуатации показали, что «ГАЗ-51» в значительной степени превзошёл своих предшественников (даже трёхтонник «ЗИС-5») по всем статьям.

ГАЗ-51

«ГАЗ-51» в цеху Горьковского автозавода

 

Он был быстроходен (по тем временам, конечно, скорость 75 км/ч), надёжен, экономичен, прочен и вынослив, а также удобен и лёгок в управлении. По сравнению с предшественниками, «ГАЗ-51» обладал более мягкой подвеской с новыми эффективными амортизаторами. Значительно опережал всех он и по производительности, демонстрируя меньший расход топлива.

Осенью 1947 года был проведён контрольный автопробег «ГАЗ-51» по 5500-километровому маршруту: из Горького в Москву, оттуда через Белоруссию и Украину – в Молдавию, и обратно в Горький. Грузовик показал себя безупречно.

Производство «ГАЗ-51» постоянно наращивалось, достигнув своего максимума в 1958 году, когда за год было выпущено более 173 000 грузовиков данной марки. Дополнительно их производство было налажено на Одесском и Иркутском автосборочных заводах. Кроме того, Советский Союз помог наладить производство копий «ГАЗ-51» в Польше (грузовик производился под названием «Люблин-51», в Северной Корее («Сынгри-58») и Китайской Народной Республике («Юэцзинь-130»). Последний грузовик марки «ГАЗ-51» сошёл с конвейера Горьковского автозавода 2 апреля 1975 года и отправился в музей предприятия.

ГАЗ-51

Пожарный ГАЗ-51

 

Особенности конструкции

Некоторые технические новинки, использованные в конструкции автомобиля, в последующем были применены советскими и зарубежными автостроителями и на автомобилях других марок. Среди них:

- износостойкие, выполненные из спецчугуна, гильзы цилиндров мотора;
- покрытые хромированным сплавом поршневые кольца;
- радиаторные вертикальные жалюзи; предпусковой подогреватель, работающий посредством паяльной лампы; маслорадиатор (их применение значительно укрепляло долговечность двигателя),
- биметаллические тонкостенные вкладыши коленчатого вала (стале-баббитовые, вместо заливаемых баббитом подшипников без вкладышей, а впоследствии – стале-алюминиевые).

Общепринятыми в практике мирового грузового автомобилестроения стали впервые применённые на «ГАЗ-51»: алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъёмные тормозные барабаны, и многое другое. Для тех лет это были чрезвычайно передовые и прогрессивные решения. Задний мост автомобиля «ГАЗ-51», проработанный фактически до технического совершенства, можно вообще назвать эталоном, который и в последующие годы полностью повторяли на других двух- и трёхосных грузовиках различных марок.

ГАЗ-51

Двигатель ГАЗ-51

Мотор данного грузовика представляет собой усовершенствованную модификацию бензинового двигателя «ГАЗ-11», созданного на Горьковском автозаводе в 30-е годы на базе купленного по лицензии американского нижнеклапанного рядного мотора «Додж Д-5».

Характеристика четырёхтактного 6-ти цилиндрового карбюраторного двигателя «ГАЗ-51» в цифрах:

- Рабочий объём цилиндров — 3 485 см/кубич.;
- Мощность – 70 лошадиных сил при 2750 оборотах в минуту;
- Крутящий момент — 200 Нм при 1500 оборотах в минуту;
- Количество клапанов — 12;
- Диаметр цилиндра — 82 мм;
- Степень сжатия — 6,2;
- Расход топлива (низкооктановый бензин А-56, А-66) – 20-25 литров на 100 км.

Двигатель ГАЗ-51

Несмотря на относительно небольшую мощность, двигатель «ГАЗ-51» обладает отличной тягой. Завести автомобиль можно было даже при вышедшем из строя стартере, и при неработающем аккумуляторе, либо вообще без него – пустив в дело рукоятку ручного «кривого стартера».

Необходимо отметить, что двигатель «ГАЗ-51» не обладал значительным запасом прочности в случае длительной работы на высоких оборотах и серьёзных нагрузках. Мотор мог выйти из строя вследствие выплавления баббита из биметаллических коренных вкладышей коленвала.

При долгой работе на высоких оборотах подача масла оказывалась недостаточной, а отсутствие повышающей передачи и главная пара заднего моста с большим передаточным отношением способствовали «перекручиванию» низкооборотного мотора. Поэтому для сохранения высокого ресурса и долговечности двигателя карбюратор имел ограничитель числа оборотов, и максимальная практическая скорость «ГАЗ-51» не превышала 75 км/ч, вне зависимости от дорожных условий.

ГАЗ-51

Задний мост ГАЗ-51

 

Трансмиссия, подвеска, ходовая часть, грузовая платформа ГАЗ-51

Компоновка «ГАЗ-51», со сдвинутыми вперёд двигателем и кабиной (это при достаточно короткой базе позволяло иметь в распоряжении довольно длинную грузовую платформу) не только была весьма прогрессивной, но и стала традиционной для грузовых машин капотной компоновки в целом.

Трансмиссия «ГАЗ-51» включает в себя сцепление однодискового сухого типа, 4-х ступенчатую коробку переключения передач без синхронизаторов, коробку-раздатку с демультипликатором и одноступенчатую главную передачу.

Конструкция подвески грузовика «ГАЗ-51» – зависимая, но по сути современная даже по нынешним меркам: 4 продольных, полу-эллиптических рессоры и два подрессорника на задней оси (что сопоставимо и с современным поколением Горьковского автозавода – «ГАЗон Некст»). Опережающим своё время решением можно назвать и внедрение в передней подвеске «ГАЗ-51» гидравлических рычажных амортизаторов 2х-стороннего действия. Жёсткая передняя ось, с тяжёлыми шкворнем и поворотным кулаком, гарантировала достаточную устойчивость машины.

Грузовая платформа автомашины была смонтирована из дерева. При необходимости откидной задний борт можно было использовать в качестве продолжения пола – для этого служили цепи, при откидывании удерживающие борт в горизонтальном положении. Внутренние размеры кузова «ГАЗ 51» (длина х ширина х высота) таковы: 2,940 х 1,990 х 0,540 м. Высота увеличивалась на сколько нужно, с помощью закрепления стоек. Новый кузов с тремя откидными бортами (+ боковые) на «ГАЗ-51» начали устанавливать с 1955-го года.

Кабина ГАЗ-51

Кабина ГАЗ-51

По современным меркам кабина грузовика выглядит более чем спартански. Однако по сравнению с кабиной полуторки она более чем комфортна и эргономична. На приборной доске, в отличие от той же полуторки, уже присутствует полный набор приборов, привычных и в современных автомобилях. В салоне есть даже часы – как в легковых машинах. Ветровое стекло можно приподнимать вперёд/вверх, впуская летом в кабину поток встречного воздуха. Необыкновенная экзотика – ручной привод стеклоочистителей-«дворников»!

Так как металла в послевоенные годы не хватало, кабина до 1950 года была деревянной (бруски дерева, фанера и брезент); затем – комбинированной, деревянно-металлической; а с 1954 года – цельнометаллической, отапливаемой.

Рациональное оформление передней части машины, с зауживающимся вперёд капотом, было, в некоторой степени, возрождено в грузовиках Горьковского завода конца 90-х / начала 2000-х («ГАЗ-3307» и подобные этому семейству модели).

Кабина ГАЗ-51

Модификации ГАЗ-51

ГАЗ-51 Н – армейский вариант, с решётчатым кузовом от «ГАЗ-63», укомплектованным лавками вдоль бортов, а также с дополнительным бензобаком на 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 годы.

ГАЗ-51 У – экспортный вариант, для умеренного климата. Производился с 1949 по 1955 годы.

ГАЗ-51 НУ – экспортная модификация армейского варианта грузовика, для стран умеренного климата. Выпускался с 1949 по 1975 годы.

ГАЗ-51 Б – газобаллонный вариант, работающий на сжатом газе. Выпускался с 1949 по 1960 годы.

ГАЗ-41 – опытная модификация на полугусеничном ходу, была построена в 1950 г.

ГАЗ-51 Ж – ещё один газобаллонный вариант, для работы на сжиженном газе. Выпускался с 1954 года по 1959 годы.

ГАЗ-51 ЖУ – экспортный газобаллонный вариант, работающий на сжиженном газе, для умеренного климата.

ГАЗ-51

Наши дни. «ГАЗ-51» Дагомысской чайной фабрики

 

ГАЗ-51 А – модернизация базовой модели «ГАЗ-51», пришедшая ей на смену в 1955-м и выпускавшаяся вплоть до 1975 года. Отличается от «ГАЗ-51» грузовой платформой увеличенных размеров, откидными боковыми бортами, усовершенствованной тормозной системой.

ГАЗ-51 Ф – опытная партия, оснащённая двигателем 80 л.с., с зажиганием форкамерно-факельной конструкции мощностью 80 л.с. Была выпущена в 1955 году.

ГАЗ-51 АУ – экспортный вариант для умеренного климата, серийный выпуск продолжался с 1956 по 1975 годы.

ГАЗ-51 Ю – экспортный вариант для тропического климата, выпускался с 1956 по 1975 годы.

ГАЗ-51 С – вариант, оборудованный дополнительным 105-литровым топливным баком. Серийный выпуск осуществлялся с 1956 по 1975 гг.

ГАЗ-51 СЭ – вариант с дополнительным 105-литровым бензобаком и экранированным электрооборудованием.

ГАЗ-51 Р – грузопассажирский вариант, по бортам кузова которого оборудовались откидные скамейки, а в заднем борту была предусмотрена дверь и лестница. Выпускался с 1956 по 1975 годы. «ГАЗ-51 РУ» — экспортный вариант грузопассажирской модификации, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975й.

ГАЗ-51 Т – грузовое такси, 1956—1975.

ГАЗ-51

Седельный тягач «ГАЗ-51П»

 

ГАЗ-51 П – седельный тягач. Выпускался с 1956 по 1975 годы. На седельном тягаче «ГАЗ-51П» впервые в СССР был применён гидровакуумный усилитель тормозов.

ГАЗ-51 ПУ – экспортный вариант седельного тягача, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975.

ГАЗ-51 ПЮ – экспортная модификация седельного тягача, предназначенная для тропического климата, производилась с 1956 по 1975 годы.

ГАЗ-51 В – экспортный вариант, с расширенной до 3,5 тонн грузоподъёмностью. Был оснащён 78-сильным двигателем ГАЗ-51В, шинами увеличенного размера до 8,25-20″ и задним мостом полноприводного «ГАЗ-63». Серийный выпуск производился в 1957-1975 годах.

ГАЗ-51Д – шасси с укороченной рамой, предназначенное специально для самосвалов «ГАЗ-93А», «ГАЗ-93Б» и «САЗ-2500», которые делали Саранский и Одесский заводы автосамосвалов. В серийном производстве с 1958 по 1975 годы.

ГАЗ-51 ДУ – экспортный вариант самосвального шасси, для умеренного климата.

ГАЗ-51 ДЮ – экспортный вариант самосвального шасси, для тропического климата.

ГАЗ-51

Экскурсионный автобус на базе «ГАЗ-51» в Гаграх

 

Кроме грузовиков, на шасси «ГАЗ-51» был построен целый ряд капотных автобусов малого и среднего класса. Их выпускали как в Горьком, так и на Павловском автобусном заводе ПАЗ, и на Курганском автобусном заводе КАвЗ. А также на авторемонтных предприятиях по всему Советскому Союзу: в Борисове, Тарту, Тосно, Киеве, Каунасе, и т.д. Очень колоритными были около сотни экскурсионных автобусов с открытыми «кабриолетными» кузовами. «ГЗА-653», «ПАЗ-653», «АС-3» – санитарные автобусы-фургоны на шасси «ГАЗ-51».

Бесчисленное количество больших, средних и малых предприятий на просторах союзных республик выпускали на шасси «ГАЗ-51» разнообразные специализированные машины: мебельные и изотермические фургоны; хлебовозы и автоцистерны, пожарные и коммунальные спецмашины, автовышки, передвижные ремонтные мастерские и т.д.

ГАЗ-51

Отзывы ГАЗ-51

Все люди, имевшие опыт работы на грузовиках «ГАЗ-51», сходятся на том, что это в высшей степени надёжная, неприхотливая, стойкая к любым испытаниям машина. Конструкция всех узлов и деталей проста, «как детский конструктор», что в значительной степени облегчает обслуживание и ремонт. «Всё легко, доступно, всё очень просто, ключей минимум. Всегда что-то можно «сколхозить» из проволоки на «доехать».

Установленную производителем нагрузку в две с половиной тонны автомобиль практически не чувствует, легко справляясь и с грузами большего размера. Проходимость потрясающая, несмотря на то, что это не полноприводной грузовик.

В вождении и эксплуатации машины есть свои особенности, к которым нужно привыкнуть и приспособиться. К примеру, в старых фильмах можно увидеть, как шофёр «ГАЗ-51» покачивает «баранку» из стороны в сторону, хотя грузовик по сюжету едет прямо. И это не «киношный ляп». Поскольку люфт рулевого колеса составлял от 15 до 20 градусов. Чтобы «поймать» машину, нужно было перемещать «баранку» по зоне нечувствительности.

ГАЗ-51

Тормоз часто срабатывал только со второго нажатия педали. К тому же, для того чтобы достичь желаемого замедления, нужно было приложить весьма значительное физическое усилие.

Немалое мускульное напряжение (немыслимое и совершенно забытое в наши дни) требовалось также и для «сворачивания руля», и для перемещения рычага коробки передач. Так как синхронизаторов в коробке не было, все осваивающие «ГАЗ-51» учились двойному выжиму сцепления при переходе на высшую передачу и перегазовке при переключении вниз.

В интернете можно найти немало воспоминаний людей, которые в школьные или студенческие годы ездили на сельхозработы прямо в кузове грузопассажирского «ГАЗ-51». В совершенно немыслимых, с точки зрения современных представлений о безопасности, условиях. А именно: более половины детей (или молодёжи), не поместившись на откидных лавках, просто садились в кузове на перевёрнутые вёдра на время поездки. И никто и никогда не слышал о каких-либо несчастных случаях, связанных с подобными перемещениями!

ГАЗ-51

«ГАЗ-51» на целине

 

Стоимость ГАЗ-51

Несмотря на то, что производство грузовиков «ГАЗ-51» было свёрнуто уже более сорока лет тому назад, на электронных досках объявлений можно найти немало предложений о продаже автомобилей данной марки. Обычно – первой половины 70-х годов выпуска. Разброс цен очень большой: от 20 тысяч рублей за автомашину в состоянии, «близком к металлоломному», до 250 тысяч рублей, что просят за отреставрированные экземпляры «ГАЗ-51» на ходу в полностью рабочем состоянии.

ГАЗ-51

Технические характеристики ГАЗ-51

- Колёсная формула: 4 × 2

Двигатель

- Наименование: ГАЗ-51
- Рабочий объём цилиндров: 3 485 см/кубич.;
- Мощность: 70 лошадиных сил при 2750 оборотах в минуту;
- Крутящий момент: 200 Нм при 1500 оборотах в минуту;
- Количество клапанов: 12;
- Диаметр цилиндра: 82 мм;
- Степень сжатия: 6,2;

Расход топлива ГАЗ-51

- 20-25 литров на 100 км. (низкооктановый бензин А-56, А-66)

Максимальная скорость ГАЗ-51

- 70 км/ч

КПП: механическая 4-ступ.

Габаритные размеры ГАЗ-51

- Длина: 5715 мм
- Ширина: 2280 мм
- Высота: 2130 мм
- Клиренс: 245 мм
- Колёсная база: 3300 мм
- Колея задняя: 1650 мм
- Колея передняя: 1589 мм

Вес ГАЗ-51

- Масса: 2710 кг
- Полная масса: 5150 кг

Грузоподъёмность ГАЗ-51

- 2500 кг

Объём бака ГАЗ-51

- 90 л

 

Фото  ГАЗ-51

ГАЗ-51

«ГАЗ-51» участвует в ралли в Скандинавии


Похожие материалы

ГАЗ-52 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ГАЗ-33081 Садко Фото Видео Характеристики Размеры Вес

ГАЗ-64 Фото Видео Характеристики Двигатель Размеры

ГАЗ-33023 Газель-Фермер Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗ-2310 Соболь бортовой Фото Характеристики Размеры

ГАЗ-31029 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-33086 Земляк Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-М20 Победа Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗель Некст Ситилайн Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗ-24 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-3221 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗ-2705 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗ-3110 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-31105 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-33021 Газель Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-А Фото Видео Характеристики Двигатель Размеры

ГАЗ-М1 Эмка Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-66 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

Газон Некст Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-53 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака

ГАЗ-33104 Валдай Грузоподъемность Расход топлива Вес Объем бака

ГАЗ-2217 Соболь Баргузин 4х4 Фото Характеристики Размеры

Волга Сайбер Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-3302 Газель-Бизнес Фото Видео Характеристики Вес

ГАЗель Некст Комби 7 мест цельнометаллический фургон

ГАЗ-3106 Атаман-2 Фото Видео Характеристики

ГАЗ-3307 Фото Видео Характеристики Грузоподъемность

ГАЗ-13 Чайка Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-33027 ГАЗель 4х4 Фото Видео Характеристики Размеры

Газон Некст 7 мест Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-11-73 Фото Видео Характеристики Размеры Вес

Газель Некст Фермер Фото Видео Характеристики Размеры

ГАЗ-69 / 69А Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-21 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗ-3111 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

Фургон ГАЗ-2752 Соболь 4х4 Фото Характеристики Размеры

ГАЗ-2410 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-3309 Фото Видео Характеристики Грузоподъемность

ГАЗ-33022 Газель Фото Характеристики Размеры Вес

Гоночный ГАЗ-ГЛ-1 Фото Видео Характеристики

ГАЗ-27057 Газель 4x4 Фото Характеристики Размеры Вес

ГАЗ-3102 Волга Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗ-14 Чайка Фото Видео Характеристики Двигатель

ГАЗель Некст бортовая Отзывы Фото Видео Размеры Вес

ГАЗ-12 ЗиМ Фото Видео Характеристики Двигатель Вес

ГАЗель Некст цельнометаллический фургон 3 места

Добавить отзыв

Защитный код
Обновить