Популярные обзоры

Недавние обзоры

Москвич-408

Октябрьский выпуск журнала «За рулем» 1964 г. автолюбители расхватали в считанные дни, передавали из рук в руки и зачитывали до дыр. Номер был целиком посвящен новой, 408-й модели «Москвича». Символичность момента состояла в том, что МЗМА, 10 лет назад учившийся у ГАЗа разрабатывать машины, теперь обогнал учителя и первым дал народу автомобиль третьего послевоенного поколения. Автомобиль «Москвич-408» подтвердил справедливость пословицы «...Встречают по одежке».

Москвич-408 - видео тест драйва

 

Москвич-408 - видео езды по бездорожью

На фоне ГАЗ-21 «Волга» и ЗАЗ-965 «Запорожец» он смотрелся, как космическая ракета. При этом в технической части кардинальных инноваций не было; «Москвич-408» стал разумным развитием предыдущей модели. Собственно, последовательное развитие и оказалось тактикой, приведшей МЗМА к победе. Другие автозаводы предпочитают проектировать модели с чистого листа, поскольку совместимость узлов старой и новой моделей — дополнительная инженерная проблема, требующая значительной разовой аккумуляции усилий. Автогигант ГАЗ мог позволить себе такой подход, маленький МЗМА — нет. Москвичи выбрали плавную замену узла за узлом. Читатели упомянутого выпуска «За рулем» уже были знакомы с такими элементами «Москвича-408», как двигатель и передняя подвеска, поскольку они устанавливались на «Москвич-403».

Москвич-408

Да и сам «Москвич-408» впоследствии не уйдет разом, а словно бы «перетечет» в «Москвич-412». В успехе МЗМА есть доля везения. Разработка 408-го началась в 1959 г.; разработка «Волги» следующего поколения — в 1961-м. «Москвич» вышел в 1964 г., «Волга» должна была появиться в 1965-м, но не успела: начался кризис, и ее выход отодвинулся на 5 лет. Как бы то ни было, в последующие годы «Москвич» стал символом прогресса, и даже «Жигулям» оказалось непросто пробивать дорогу к поклонникам: вплоть до конца 1980-х гг. существовала немалая категория автолюбителей, считавших «Москвич» венцом творения.

Являлся ли он таковым, видно из отношения к машине в Европе. «Москвич-408» стал рекордсменом экспорта. Около половины выпуска автомобиля ушло за рубеж, а в рекордном 1969 г. экспорт составил 64 % от объема производства! В Скандинавии модель называлась Moskvich Carat, во Франции — Moskvitch Elite 1360, в Англии — Moskvich 408, в Германии — Moskwitsch, в Финляндии — Moskvitsh Elite. В Болгарии «Москвич-408» собирался из советских машинокомплектов под обозначением «Рила 1400», в Бельгии — как Scaldia 408, Scaldia 1360 или Scaldia Elita. Часть бельгийских партий комплектовали европейскими дизельными двигателями.

 

Базовая модель "Москвич-408"

Москвич-408

Дизайн предшествовавшего «Москвича-402», представителя второго поколения советских послевоенных авто, считался элегантным, но похожими на весь западный автопром. К облику «Москвича-408» дизайнеры отнеслись с большей индивидуальностью. Мода на плавники ушла, но дизайнеры осмелились оставить небольшие редуценты, смотревшиеся органично. Западная пресса хвалила данное решение, как и весь угловатый кузов, полагая, что это обостряет «чувство габаритов», облегчает движение в плотном транспортном потоке и парковку. В целом дизайн кузова и салона характеризовался словом «постаэрокосмический». По сравнению с западными аналогами лобовое и заднее стекла были более вертикальными, посадка пассажиров — также. В сочетании с удачной цветовой гаммой салона и узкими стойками крыши это создавало чувство большего визуального простора. Отмечалось, что «Москвич» — машина, которая «изнутри больше, чем снаружи».

 

Москвич-408ИЭ

Фото машины Москвич-408ИЭ

Другой эффектный зрительный эффект был связан с тем, что «Москвич» — довольно высокая машина с большим дорожным просветом (кстати, и за это ее хвалили) — выглядел ниже своей реальной высоты. Как на Западе, так и в СССР «Москвич-408» хвалили за ремонтопригодность, неприхотливость, прочность кузова, проходимость и маневренность. В 1966 г. сравнительные тесты показывали также, что советская модель — одна из самых быстроходных в своем классе. Главными недостатками стали узкий салон и довольно маленький багажник (хотя и больший, чем у предыдущей модели) с неудобной формой проема.

Из-за выпирающих в салон ниш задних колес сидеть втроем на заднем диване было неудобно. Зато ногам водителя и переднего пассажира оказалось просторнее, чем в «Жигулях», поскольку ниши передних колес были сдвинуты вперед. Ругали также отопитель салона, в котором не регулировались воздушные потоки. «Москвич-408» стал первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту. Безопасность модели никогда не была высочайшей по мировым меркам, но считалась неплохой по советским, поскольку ориентировалась на экспорт. Кстати, прямоугольные фары — отличительная черта 408-х поздних серий — появились именно по требованиям безопасности. Делали эти фары в ГДР.

Москвич-408

В конструкции «Москвича-408» было несколько новшеств, впервые примененных в легковых автомобилях в СССР: автоматическая регулировка зазоров в колодках тормозов (эта функция отсутствовала даже у появившихся значительно позже моделей ВАЗ); педали подвесного типа; генератор переменного тока; 13-дюймовые колеса (более компактные); пусковой полуавтомат подогрева двигателя; синтетическая обивка салона. Впервые на автомобиле малого класса стояли гидропривод сцепления и 2-камерный карбюратор. А вот усилитель тормозов отсутствовал, из-за чего в Европе педаль тормоза «Москвича» считалась слишком жесткой, а потому бельгийский и финский дилеры АЗЛК сами ставили гидровакуумный усилитель.

Гигантский рывок был достигнут в простоте обслуживания. Так, в передней подвеске «Москвича-408» шприцевать (загонять масло шприцем) приходилось четыре точки с цикличностью 50 тыс. км. Для сравнения: у ГАЗ-21 «Волга» было 19 точек, и смазывать их предписывалось через 1200 км. До 1967 г. и появления «Москвича-412» 408-й оставался основной моделью МЗМА (впоследствии АЗЛК, поскольку именно в тот период завод сменил название). Вопреки распространенному мнению, эта модель мало выпускалась на Ижевском автозаводе (тот сделал всего 4 тыс. экз., а затем сразу перешел на «Москвич-412»). На АЗЛК автомобиль продолжал производиться довольно долго: как уже упоминалось, между последними «Москвичами-408» и первыми «Москвичами-412» было очень мало разницы.

Москвич-408

Технические характеристики Москвич-408

Кузов........................4‑дверный седан (5‑мест.)

Двигатель Москвич-408

МЗМА-408, Объём........................1360 см3
Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин........................50 / 37 при 4750, экспортный вариант: 60,5 л.с. (SAE)
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин........................92 при 2750
Разгон до 100 км/ч........................за 29 с.
Максимальная скорость........................120 км/ч
Коробка передач........................4-ступ МКПП, с синхронизаторами на II, III и IV передачах
Объем багажника мин/макс, л........................372

Габаритные размеры Москвич-408

Длина........................4090 мм
Ширина........................1550 мм
Высота........................1480 мм
Клиренс........................178 мм
Колёсная база........................2400 мм

Вес Москвич-408

Снаряженная масса........................990 кг
Полная масса........................1330 кг

Объём бака Москвич-408

- 46 литров

Расход топлива Москвич-408

- 6,5 л. на 100 км в городе

Грузоподъемность Москвич-408

- 340 кг

 

Фото Москвич-408

Москвич-408

 

Москвич-408 "Турист" черный открытый

Фото Москвич-408 "Турист" черный открытый

Фото Москвич-408 "Турист" черный

 

Предсерийный Москвич-408 (1961–1963 год)

Предсерийный Москвич-408 (1961–1963 год)

 

Фото салона Москвич-408

Москвич-408

 

АЗЛК Москвич-408Э (1964–1969 год)

АЗЛК Москвич-408Э

 

Москвич-408 "Милиция"

Фото Москвич-408 "Милиция"


Добавить отзыв

Защитный код
Обновить