Популярные обзоры
ГАЗ-66 Расход топлива Размеры Грузоподъемность Вес Объем бака
Полноприводной грузовик «ГАЗ-66» стал живой легендой ещё в годы своего серийного производства. Уникальная машина спустя более чем полвека со времени своего создания продолжает широко использоваться как организаторами охотничьих рейдов и курортных «покатушек», так и теми, кому приходится часто иметь дело «не с дорогами, а с направлениями». Столь долгую службу «ГАЗ-66» обеспечили его отменные внедорожные характеристики, при относительно компактных размерах и простом устройстве.
ГАЗ-66 - видео езды по бездорожью
Немаловажную роль в продолжении активного практического применения данной модели сыграло ещё и то, что немало этих автомашин находятся сегодня в довольно приличном техническом состоянии. Благодаря тому, что в период вывода «ГАЗ-66» из состава вооружённых сил у многих появилась реальная возможность приобрести за сравнительно небольшие деньги этот, снятый с консервации, армейский вездеход. А на консервации их хранилось немало! В народе «ГАЗ-66» получил прозвища «шишарик», или «шишига». Не по аналогии с «роднёй лешего, что живёт в камышах» (значение старинного славянского слова «шишига»), а просто по созвучию со словосочетанием «шестьдесят шесть».
Особенности конструкции «ГАЗ-66»
«ГАЗ-66» – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации.
Поразительная проходимость «ГАЗ-66», не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов. Но не только этого.
При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика «ГАЗ-63», выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го.
Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство «ГАЗ-66» перед его предшественником. Автомобиль «ГАЗ-66» с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.
В тех же условиях автомобиль «ГАЗ-63» не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что «ГАЗ-66» может преодолевать песчаные подъёмы 22—23°, а «ГАЗ-63» – подъёмы не более 4°.
Если грузовик «ГАЗ-63» способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля «ГАЗ-66» этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и проходимость. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.
Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля «ГАЗ-63», увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению боковой устойчивости автомобиля.
Испытаниями было установлено: если автомобиль «ГАЗ-63» при движении с низко-габаритным грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик «ГА3-66» в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).
Лучшую устойчивость «ГАЗ-66» придали также более сбалансированный центр тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).
Установка распорных колец в колесе даёт возможность «ГАЗ-66» двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую деформацию шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.
Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На «ГАЗ-63» стояли рессоры короткие и жёсткие, а на «ГАЗ-66» использовали длинные и мягкие. Поэтому «ГАЗ-63» при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! «ГАЗ-66» же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.
Размещение кабины над двигателем обеспечило равномерное распределение общей нагрузки по осям: 47% – на переднюю ось и 53% – на заднюю, в то время как у автомобиля «ГАЗ-63» распределение нагрузок но осям составляет соответственно 37 и 63%. Благодаря этой особенности сцепной вес автомобиля реализуется обоими мостами в одинаковой степени.
«ГАЗ-66Б» – первоначальный десантный вариант со складной кабиной
«ГАЗ-66» на службе в ВДВ СССР
Эти особенности «ГАЗ-66» – сбалансированное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – единственный «грузовик-десантник». Так как он способен спускаться на парашютной системе в горизонтальном положении, без завала на одну сторону, и приземляться сразу на все четыре колеса.
В течение 1965 года «ГАЗ-66» успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль «ГАЗ-66Б» был принят на вооружение ВДВ Советской Армии. Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом, телескопической рулевой колонкой и откидной рамкой ветрового стекла. Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами «АН-8» и «АН-12», в грузовые кабины которых «ГАЗ-66», установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.
Когда основным транспортным самолётом в армии стал «Ил-76», эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать «шишиги» с обычной цельнометаллической кабиной. Но им по-прежнему присваивались обозначения «ГАЗ-66Б». «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.
За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому «ГАЗ-66» вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.
По состоянию на 2017 год «ГАЗ-66» так и остаётся единственным десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника «ГАЗ-66» в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.
«ГАЗ-66» на платформах для десантирования
Об истории «ГАЗ-66»
Однако те, кто говорят о сугубо армейском предназначении «шишиги», разумеется, не правы. Разрабатывался «ГАЗ-66» на рубеже 50-х/60-х годов ХХ века в качестве многофункционального вездеходного шасси универсального спектра применения.
В первую очередь, конечно – в вооружённых силах, но далеко не в последнюю – и в народном хозяйстве. Этот автомобиль многократно сослужил хорошую службу геологам и нефтяникам, специалистам лесного хозяйства и т.д., и т.п.
К созданию «ГАЗ-66» приложили руку действительно выдающиеся личности, имена которых вписаны золотыми буквами в историю предприятия и всего отечественного машиностроения: конструкторы Александр Просвирнин, Олег Образцов, Ростислав Заворотный. Работы над созданием нового двигателя для внедорожного грузовика возглавлял Павел Сыркин.
Первая партия грузовиков «ГАЗ-66» была выпущена в 1962 году, а 1 июля 1964 года модель поступила в серийное производство. Триумфом нового внедорожного грузовика стал организованный в 1967 году супер-автопробег по немыслимому маршруту Горький – Владивосток – Горький. Большая часть пути проходила по Уралу, Сибири, Забайкалью и Дальнему Востоку, в условиях лютого бездорожья.
Грузовики «ГАЗ-66» с честью выдержали это суровое испытание. В 1968 году в устройство машины была также внедрена система централизованного регулирования давления в шинах.
«ГАЗ-66» продержался на заводском конвейере, в разных модификациях, вплоть до 1995 года. Тогда ему на смену пришло построенное на той же платформе и снабжённое дизельными двигателями семейство полноприводных машин «ГАЗ-3308 Садко». Самый последний, 965 941-й по счёту, экземпляр «ГАЗ-66» сошёл с конвейера Горьковского автозавода ровно в канун 35-летнего юбилея массового производства модели: 1 июля 1999 года.
Двигатель ГАЗ-66
Штатный двигатель «ГАЗ-66» – «ЗМЗ-66-06» Заволжского моторного завода – карбюраторный, восьмицилиндровый четырёхтактный, V-образной компоновки, с жидкостным охлаждением. Рабочий объём данного мотора – 4254 кубических сантиметра.
- Мощность – 120 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 оборотов в минуту) – 284,4 Нм.
- Диаметр цилиндра –92 мм.
- Ход поршня – 80 мм.
- Степень сжатия: 7-7,6.
- Масса двигателя: 262 кг.
- Тип карбюратора: К-126 или К-135.
- Вид топлива: низкооктановый бензин (А-76).
- Расход топлива: 20-25 литров на 100 километров.
Мотор «ЗМЗ-66-06» под кабиной «шишиги»
Благодаря применению алюминиевого сплава, мотор «ГАЗ-66» оказался легче мотора «ГАЗ-63», который имел меньший рабочий объём и меньшее количество цилиндров. А поскольку была применена V-образная схема, то ещё и короче, и меньше по габаритам. Двигатель автомобиля снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.
Гораздо меньшая часть грузовиков «ГАЗ-66» была укомплектована двигателем «ЗМЗ-513.10», представляющим собой усовершенствованный на рубеже 80-х/90-х годов вариант мотора «ЗМЗ-66-06» (объём тот же, мощность – 125 л.с.)
В 90-х годах в небольшом количестве также выпускались «ГАЗ-66» с дизельным двигателем «ГАЗ-544» мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм; а также с турбированными дизелями «ГАЗ-5441». (116 л.с.). Данные модификации получили индекс «ГАЗ-66-41».
Определённая производителем максимальная скорость составляет 90 км/ч. Хотя и есть возможность самостоятельно снять ограничитель скорости (тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час), данному автомобилю это, в общем-то, ни к чему.
Трансмиссия, ходовая часть, рулевое и тормозное управление
Коробка переключения передач на «ГАЗ-66» механическая, 4-х ступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Раздаточная коробка имеет две передачи, с понижающей и отключаемым передним мостом. Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, имеется гидроусилитель.
В наше время «ГАЗ-66» катают отдыхающих на многих курортах Краснодарского края
С целью облегчения управления автомобилем использованы не только синхронизаторы. С той же целью в конструкцию рулевого управления введён гидравлический усилитель, применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Сцепление сделано по однодисковому типу, для эффективной работы установлен гидропривод.
Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, «ГАЗ-66» отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать. Рабочая тормозная система – раздельная; стояночная – барабанный трансмиссионный тормоз.
Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и вакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз распространяется на все колёса грузовика.
Мосты «ГАЗ-66»
Ведущие мосты «ГАЗ-66» гипоидного типа. Конструкция заднего моста «ГАЗ-66» представлена следующими деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси и два цапфа.
Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальную скорость вращения колёс для того или иного дорожного покрытия. Редуктор Газ-66 состоит из корпуса, шестерни главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади, но вместо полуосей здесь работают шарниры равных угловых скоростей.
Кабина ГАЗ-66
Кузов «ГАЗ-66» представляет собою металлическую платформу, вдоль высоких решётчатых бортов которой располагаются откидные скамейки. Задний борт открывается, тент натягивается на пяти дугах.
В цельнометаллической кабине расположено два унифицированных сиденья – для водителя и для пассажира, разделённые верхним кожухом двигателя. Для отдыха водителя при длительных поездках в кабине предусмотрено подвесное спальное место. Проще говоря, брезентовый гамак на четырёх крючках.
Обстановка в кабине более чем брутальная и спартанская – вокруг один металл, ничего лишнего. Но комфорт всё же лучше, чем у предшественника, «ГАЗ-63»: кабина оборудована эффективной вентиляцией и отоплением, устройствами обдува и обмыва ветрового стекла.
Для осмотра и ремонта мотора кабина довольно легко откидывается на шарнирах вперёд. Между сиденьем водителя и сиденьем пассажира расположен несъёмный кожух, прикрывающий двигатель, и из-за этого изогнутый рычаг коробки переключения передач расположен справа-сзади от водителя. Это вызывает немалые неудобства при переключении передач; к такому рычагу ещё надо приноровиться.
Модификаций ГАЗ-66
ГАЗ-66-1 (1964-1968) – первая модель, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах.
ГАЗ-66А (1964-1968) – с лебёдкой.
ГАЗ-66Б (с 1966) – для ВДВ СССР, с телескопической рулевой колонкой, складным верхом кабины и откидной рамкой ветрового стекла.
ГАЗ-66Д (1964-1968) – шасси с коробкой отбора мощности.
ГАЗ-66П – седельный тягач (не получил распространения).
ГАЗ-66Э (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-01 (1968-1985) – базовая модель, есть централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
ГАЗ-66-02 (1968-1985) – плюс лебёдка.
ГАЗ-66-03 (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-66-04 (1968-1985) – шасси с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-66-05 (1968-1985) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
ГАЗ-66-11 (1985-1996) – базовая модель модернизированная. Кстати, до сих пор служит в качестве тягача авиатехники на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
ГАЗ-66-12 (1985-1996) – модернизированная, с лебёдкой.
ГАЗ-66-14 (1985-1996) – шасси с экранированным электрооборудованием.
ГАЗ-66-15 (1985-1996) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
ГАЗ-66-16 (1991-1993) – модернизированный вариант с 125-сильным двигателем «ЗМЗ-513.10», с усиленными шинами и односкатными колёсами, доработанными тормозами, платформой без надколёсных ниш и увеличенной до 2,3 тонн грузоподъёмностью.
ГАЗ-66-21 (1993–1995) – народно-хозяйственная модификация, с двойными шинами на заднем мосту и деревянной платформой типа «ГАЗ-53», грузоподъёмностью 3,5 тонны.
ГАЗ-66-31 – шасси для установки самосвальных кузовов.
ГАЗ-66-41 (1992-1995) – с дизелем-атмосферником «ГАЗ-544».
ГАЗ-66-40 (1995-1999) – оснащённый дизелем «ГАЗ-5441» с турбонаддувом.
ГАЗ-66-92 (1987-1995) – для северных регионов.
ГАЗ-66-96 – специальное шасси для вахтовых автобусов
На экспорт в братские (и не очень братские тоже) страны шли «ГАЗ-66-51» (1968-1985); ГАЗ-66-52 (1968-1985) – с лебёдкой; «ГАЗ-66-81» (1985-1995) – для стран с умеренным климатом; «ГАЗ-66-91» (1985-1995) – тропический вариант.
Обзор распространённых спецмашин на базе «ГАЗ-66»
«АП-2» – автоперевязочная, мобильный раскладной медицинский пункт полка
«АС-66» – санитарный автомобиль для эвакуации раненых.
«ДДА-66» – дезинфекционно-душевой автомобиль, для санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий.
«ДПП-40» — десантируемый понтонный парк, спецмашина инженерных подразделений ВДВ для наведения переправ через водные преграды.
«ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714» – автофургоны типа «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
«МЗ-66» – маслозаправщик.
Командно-штабная машина «Р-142»
«Р-125» и «Р-142» – командно-штабные машины/радиостанции с кунгом.
«3902, 3903, 39021, 39031» – передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. («Технички», или «походки»).
«2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521» – передвижные мобильные клиники.
«ГАЗ-САЗ-3511» – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси «ГАЗ-66-31» в Саранске, Удмуртия).
«ГАЗ-КАЗ-3511» – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси ГАЗ-66-31» в Бишкеке, Киргизия).
Автобусы на базе «ГАЗ-66»
«НЗАС-3964», «Волгарь-39461» – вахтовые автобусы.
«АПП-66» и «38АС» – полноприводные автобусы для нужд Министерства обороны СССР. Модель «38АС» была также приспособлена для перевозки транспортным самолётом и десантирования из него.
«ПАЗ-3201» – полноприводной вариант «ПАЗа-672».
«ПАЗ-3206», полноприводной вариант «ПАЗа-3205».
Рама и шасси «ГАЗ-66» как основа для создания вездеходов
Самый массовый двухосный грузовик Советской армии стал популярной базой для вдохновенной фантазии народных умельцев. «ГАЗ-66» даже можно назвать рекордсменом по количеству различных переделок и оригинальных машин, созданных на его шасси. Всё дело – в превосходном внедорожном потенциале «шишиги».
Созданные на обычной заводской раме и ходовой части 66-го кунги-«дома на колёсах», а также монстро- и «хаммеро»-подобные джипы не раз поражали воображение публики своими размерами и брутальным внешним видом. В том числе и на престижных форумах, таких, как Московский и Алма-Атинский автосалоны.
Особенно прославились в качестве «мастеров глубокого тюнинга» 66-го ГАЗона умельцы из мастерской «Ретро-Стиль», что в Киргизии. Их созданные из серийных «шишиг» внедрожники «Бархан» (2002) и «Булат» (2007) не просто много раз выставлялись на популярных выставках, но и нашли нескольких реальных покупателей. А подробные обзоры этих моделей появились не только на просторах интернета, но и в ряде уважаемых изданий с безупречной репутацией. К примеру, в журнале «За рулём».
Среди других ставших знаменитыми переделок «ГАЗ-66» – пикап «Партизан», джипы «Бизон» Александра Чувпилина и «МегаКрузер» Вячеслава Золотухина. Ну и, конечно, вне конкуренции – собранный из трёх списанных «ГАЗ-66» и одного «УАЗ»ика вездеход «Матрёна».
Этот работящий чудо-автомобиль, созданный в Красноярске, помогает аварийным бригадам РЖД добираться до самых труднодоступных мест, по которым проходит железная дорога.
Отзывы ГАЗ-66
Без сомнения, «ГАЗ-66» – машина чрезвычайно суровая и брутальная; ни о каком комфорте здесь даже речи быть не может. Во время быстрой езды в тяжёлых дорожных условиях есть реальный риск набить себе шишек о твёрдые поверхности как в кабине, так и в кузове грузовика.
Стихия «ГАЗ-66» – бездорожье и сельская местность, короткие маршруты, здесь он как дома. По трассе ехать на нём на далёкие расстояния тяжко. Передний мост тяжёлый, и, по признаниям водителей, в кабине при долгой поездке «прыгаешь, как козёл» и «отбиваешь все печёнки».
Кроме того, многие водители с иронией отмечают неудобность кабины и расположенных в ней средств управления: «Для ГАЗ-66 нужен водитель с короткими ногами и длинными мощными руками, и чтобы правая рука ещё назад изгибалась. Кабина крайне неудобная, хотя едет хорошо и имеет самоблоки в мостах. Кабина ГАЗ-63 для водителя удобнее».
Хотя, в то же время, водители отмечают, что через некоторое время к этим неудобствам привыкаешь, приноравливаешься и начинаешь воспринимать их как норму. Среди других минусов отмечают присущие 66-му неповоротливость и слишком большой для такой машины радиус разворота.
Однако за феноменальную проходимость этой машине можно простить любые неудобства. Нет таких дебрей, из которых «ГАЗ-66» не выбирался бы с честью. Заболоченная местность, тайга, раскисшее от весенней распутицы поле; рыхлая песчаная поверхность, сугробы снежной целины, горные «козьи тропы», вплоть до снегов Эльбруса… Нет, посадить можно и «ГАЗ-66», но это сделать всё-таки невероятно трудно.
Из прочих плюсов все отмечают простоту конструкции и чрезвычайную ремонтопригодность машины; дешевизну и доступность запасных частей на неё.
Стоимость ГАЗ-66
На электронных досках объявлений нет недостатка в предложениях о продаже как бортовых и тентованных грузовиков «ГАЗ-66», так и кунгов, и вахтовых автобусов на этом шасси. Автомобиль 80-х годов выпуска обойдётся, в зависимости от своего технического состояния, от 120 до 300 тысяч рублей.
За снятые с хранения в Росрезерве «ГАЗ-66», с пробегом всего в пару тысяч километров, просят от 400 до 600 тысяч рублей. Это машины, которые долгие годы простояли на консервации (хранились в закрытых боксах), и имеют близкие к состоянию нового автомобиля характеристики.
Технические характеристики ГАЗ-66
- Колёсная формула: 4×4/2 (отключаемый передний мост)
Двигатель
- Марка: ЗМЗ-513
- Объём: 4 254 см3
- Максимальная мощность: 93кВт (125 л,с,) кВт , при 3200-3400 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 284 5 Н·м, при 2000 об/мин
Расход топлива ГАЗ-66
- при скорости в 70 км/ч автомобиль «съедает» по 18 литров бензина каждые 100 км
Максимальная скорость ГАЗ-66
- 90 км/ч
Коробка передач: Механическая 4-ступ. Раздаточная коробка двухступенчатая
Габаритные размеры ГАЗ-66
- Длина: 5655 (без лебёдки)
- Ширина: 2342 мм
- Высота: 2440 (по кабине)
- Клиренс: 315 мм
- Колёсная база: 3300 мм
- Колея задняя: 1750 мм
- Колея передняя: 1800 мм
- Преодолеваемый брод, м: 1,0
- Преодолеваемый подъем, град: 31
Вес ГАЗ-66
- снаряженная масса - 3 640 кг
- полная масса - 5 640 кг
Грузоподъёмность ГАЗ-66
- 2000 кг.
Объём бака ГАЗ-66
- 2×105 литров