«Москвич-420»: фото, описание, технические характеристики, история создания и отзывы

«Москвич-420»: фото, описание, технические характеристики, история создания и отзывы

227
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Советское автомобилестроение получило задел еще с царских времен. Основанный за год до февральской революции 1917 г. АМО ЗИЛ начал выпускать грузовики уже в 1924 г. В 1930 г. к нему присоединился АЗЛК, в то время именуемый заводом КИМ, спроектированный и построенный совместно со специалистами заводов Генри Форда, 3 года выпускавший фордовские авто. Переподчиненный до 1939 г. ГАЗу (введен в действие в 1932 г.), выпускал его продукцию, но по фордовской лицензии.

Во время отечественной войны в эвакуации работал на «фронт». Вернувшись в 1945 г. в Москву, уже с именем МЗМА, получил задачу выпускать легковые автомашины марки «Москвич», названной так, скорее всего, учитывая приближающееся 800-летие Москвы. И через два года с конвейера начали выходить первые авто «Москвич» четырехсотой серии. Выпуская автомобили этой же марки разнообразного модельного ряда в 1967 г. завод переименован в АЗЛК.

Не выдержав конкуренции с иностранными автоконцернами, заполонившими в «лихие» девяностые годы прошлого века Россию своими моделями автомобилей, АЗЛК в 1996 г. впервые остановил почти пятьдесят лет бесперебойно работавший конвейер. Через год, правда, он с помощью фирмы «Рено» начал работать и даже до 2001 г., когда снова был остановлен, выпустил более пяти миллионов штук нового авто — «Князь Владимир». Тем не менее, с 2006 г. АЗЛК официально объявлен банкротом.

История

Модель «Москвич 400-420″ и ее многочисленные вариации выпускалась семь лет – до 1954 года. Машина сконструирована настолько удачной, что практически сразу пошла на экспорт в Албанию, КНР, ПНР и Финляндию.

Транспортное средство, сделанное по лекалам предвоенного «Опеля Кадета К38» и частично на его же вывезенном из оккупированной Германии оборудовании, являлось машиной первого класса с кузовом седан, на что указывало число 420. Выбор именно этой модели сделал лично секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин, из трех представленных образцов автомашин. В 1947 г. была выпущена юбилейная серия автомобилей (в честь 800-летия Москвы) на левую боковину капота которых поместили небольшого размера геральдический щит с гербом столицы. В статье есть фото «Москвича 420″. Это поистине необычный автомобиль для тех времен.

Технические особенности

Что представлял собой «Москвич 400-420″? Это заднеприводный, с закрытым и открытым (складной тент) кузовами автомобиль с четырехцилиндровым, нижнеклапанным двигателем (на что указывало число 400), объемом чуть более одного литра и мощностью в двадцать три лошадиные силы. «Москвич 420″ развивал скорость до 90 километров в час (хотя спидометр был с разметкой до 120 километров в час) при расходе бензина на сто километров пробега в размере девяти литров.

У этой машины были свои особенности:

  • Независимая подвеска передних колес (тип Дюбонне).
  • Гидравлический привод тормозов.
  • Стеклоочистители имели механический привод от распределительного вала и еще выполняли функцию скоростемера (больше скорость – быстрее двигаются). Но отзывы отмечали серьезный недостаток – в сильный дождь на маленькой скорости не справлялись с выполнением своих обязанностей.

При длине чуть более 3,8 метра (ширина — 1,4 метра, а высота — чуть более полутора метров), автомобиль весил относительно немного — 855 килограмм. А все потому, что в отличие от своих «собратьев» автомобиль «Москвич 400-422» имел несущий, а не рамный кузов. Работал на низкооктановом бензине А-66 (стеклянная крышка бензонасоса давала возможность следить за прокачкой бензина). А следить было необходимо, так как перегревы бензиновых насосов — это болезнь марки «Москвич», как говорят отзывы.

Багажник имелся, но небольшого размера с доступом только со стороны салона. Требовали постоянного ухода внешние дверные петли, а из-за малой остекленности салона и наличия только одного (и то небольшого) зеркала, многих не покидало ощущение, что они находятся в танке.

Плюсы и минусы

Выпущенные в конце сороковых годов XX века автомобили «Москвич — 420» имели существенные недостатки. Кроме вызванных низкой квалификацией рабочих и отсутствием в достаточном количестве материалов, в первую очередь металла, имелись и конструктивные ошибки. В результате часто появлялись трещины как на оплавке, так и на самом металле, ломались ручки дверей, замок капота, противопылевая защита кузова и тому подобные мелкие поломки. У машины не было указателей поворота, но в те времена это для водителей было обычным делом — сообщать о производимых маневрах рукой, голосом, клаксоном. В процессе выпуска автомобиль дорабатывался. Повышалась долговечность, удобство в эксплуатации, снижался вес. В 1951 году установлена КПП, где рычаг убран с пола на руль и добавлены синхронизаторы.

Рассмотрим достоинства и недостатки четырехсотого «Москвича», кроме указанных выше.

К очевидным плюсам в отзывах обладатели авто обращали внимание на следующие моменты:

  • Первый поистине народный автомобиль с доступной ценой (особенно ярко выразилось в 50-60 годы XX века).
  • Достаточная высота дорожного просвета (19 сантиметров).
  • Удобно открывающийся капот.

К очевидным минусам этой модели относится:

  • Стандартная для того времени задняя подвеска.
  • Большое рулевое колесо.
  • Нерегулируемые сиденья и рулевая колонка.
  • Маленький багажник и топливный бачок.
  • Слабый аккумулятор.

Кузов и коррозия

Нужно сказать, что данный автомобиль имел слабый к коррозии кузов. Качество его защиты было минимальным. В случае, если на поверхности кузова появлялась глубокая царапина, вскоре на этом участке образовывались очаги ржавчины. Это один из главных минусов данной машины. Поэтому многие экземпляры, что дожили до наших времен, требуют большого внимания. Так, модели, что покупаются под реставрацию, переваривают полностью. Уделяют внимание порогам, крыльям, днищу и другим кузовным элементам. Так как нет ремкомплектов, каждую деталь мастерам приходится вываривать и подгонять самостоятельно. Это очень трудоемкий и длительный процесс. Поэтому покупка такого автомобиля сейчас чревата серьезными материальными тратами.

Автолегенда СССР

Не даром «Москвич – 420А» (4-х дверный кабриолимузин) стал легендарным. По сей день широко распродаются его уменьшенные копии, выполненные в сувенирном варианте. Выпускался «Москвич 420″ кабриолет всего пять лет, и его главная особенность – это отсутствие (из-за недостатка металла, а не из-за «изысков» конструкторов) металлической крыши, замененной мягким, сборным тентовым верхом.

При этом двери, открывающиеся в разные стороны, сохранены полностью с панелями и окнами. Эта машина пришлась по сердцу послевоенному поколению водителей из южных республик Советского союза, так как и климат у них значительно теплее, да и денег всегда было больше, чем у среднестатистических граждан СССР. Удивительно, но кабриолет стоил дешевле базовой автомашины, хотя во всем мире это было с точностью до наоборот.

Впоследствии получила распространение «переделка» кабриолета в закрытый автомобиль. А в настоящее время опять же с точностью до наоборот. У сохранившихся моделей «Москвич 420″ спиливается крыша. Зачем это нужно? Это делают для того, чтобы повысить его цену, как за редчайший сохранившийся экземпляр авто «Москвич – 420А». Увы, распознать подделку трудно.

«Москвич 400-420″ для ОРУД

ОРУД (отдел регулирования уличного движения) создан в 1925 году при Московской милиции. В середине тридцатых годов прошлого века была учреждена ГАИ (государственная автомобильная инспекция) куда был передан этот отдел и назван ОРУД ГАИ. Первоначально его сотрудники оснащались мотоциклами, и то в довольно небольших масштабах. В послевоенные годы ОРУД, по мере увеличения выпуска машин, стала оснащаться ими, причем синего цвета, с белой надписью на красной полосе, идущей по бокам автомобиля — «оруд милиция». Как выглядит «Москвич 420″? Фото данного автомобиля представлено ниже.

Этот фирменный раскрас введен в 1953 году и отменен только через девять лет. Автомобиль был оборудован «ревуном», а на крыше установлен достаточно мощный громкоговоритель. Сейчас в продаже есть уменьшенная копия «Москвича 400-420» (автолегенды СССР). Приобрести модель в масштабе можно за 200-400 рублей.

Версия 422

Одновременно с «Москвичом – 420» АЗЛК первые пять лет выпускал машину «Москвич-400-422». Что это такое? Это фургон для перевозки двух центнеров груза. Опять же, из-за отсутствия металла в стране, кузов был фанерный, укрепленный рамой из деревянных брусков. Было две модификации – для «общего пользования» и перевозки специальных продуктов (хлеб, медикаменты, скоропортящиеся и тому подобные товары). В последней отсутствовало остекление задних дверей, перегородка полностью отделяла кузов от кабины, а «запаска» располагалась за спинкой пассажирского сиденья, а не под полом фургона.

И еще три года выпускалась усовершенствованная модель «Москвич-401-422». Она представляет собой деревометаллический фургон с усиленным движком.

Другие модификации

Рассмотрим другие модификации «Москвича — 400-420». Для инвалидов, что было очень актуально сразу после войны, выпускалась следующая модель. Это «Москвич – 420Б» и «Москвич 401-420Б» (ручное управление). Эту аббревиатуру планировалось присвоить невошедшему в серию автомобилю типа пикап.

Только надпись о медпомощи на дому, а также наклейки с красным крестом и отличала версию «М» от «базовой» модели. Напротив, «Москвич-400-420К» (коммерческий грузовой) и «Москвич-Б» (специальный) отличались шасси под разные кузова для грузовиков, пикапов и машин специального назначения.

Автомобиль в середине 50-х

С 1954 года произведено увеличение мощности мотора на три лошадиные силы. Автомобиль получил название «Москвич 401-420». Были, конечно, и другие усовершенствования. В «Москвиче 401-420» были:

  • Улучшены третья и четвертая передачи, а также распределительный вал.
  • Усилены подшипники на заднем мосту.
  • Внесены конструкционные изменения в оба коллектора, стартер и генератор.
  • Установлен другой руль.

Однако уже через два года, опять из-за улучшения силового агрегата, заводское название сменилось на «Москвич-402», который выпускался на протяжении десяти лет. Сначала у этой модели все складывалось не очень удачно (много «брака» и рекламаций). Но мало-помалу качество росло и приблизилось к стандартному для «Москвича».

«Москвич — 402» был выполнен в современном для того времени экстерьере. Как и раньше, передние сиденья были единым диваном, но он стал с откидными сиденьями для отдыха. Багажник стал доступен и снаружи. Автомобиль снабдили гнутыми стеклами, отопителем, противообледенителем и указателями поворотов. В прессе развернулась целая дискуссия в отношении радиоприемников. Всерьез обсуждался вопрос: вносить ли его в стандартную комплектацию или выделить отдельной опцией, что сделает автомобиль значительно дешевле? Заменена передняя, очень прогрессивная для времени начала производства «Москвича — 420», подвеска Дюбоннэ, барабанные тормоза (установлены с плавающими колодками). Также впервые в СССР на этой модели применены телескопические амортизаторы.

Модель 407

Переход на верхнеклапанный двигатель настойчиво требовали интересы Внешторга СССР, да и самого АЗЛК, так как в странах, куда экспортировались «Москвичи» (часто половина выпускаемых автомобилей), давно уже был в свободной продаже высокооктановый бензин (да и у нас уже появилась его марка А-72). Теперь в работу пошла модель «Москвич-407».

Ее выпуск начался в 1958 году. Авто стало двухцветным (бело-синим, красно-белым и так далее), на нем появились молдинги на боковинах и новая КПП (механическая, четырехступенчатая). Методы бондеризации и «окунания» более чем в два раза повысили устойчивость как верхней, так и нижней частей кузова.

Мощность мотора стала сорок пять лошадиных сил при объеме более 1,3 тысяч кубических сантиметров. Соответственно, скорость возросла на треть, достигнув максимально 115 километров в час. В декабре 1960 года с конвейера сошел пятисоттысячный экземпляр «Москвича-407». Его выпуск продолжался еще три года.

Модель 412

«Москвич-412» (фото машины есть ниже) выпускался восемь лет (до 1975 года) на АЗЛК и практически до конца прошлого века в Ижевске, был уже автомобилем второй группы малого класса и самым массовым и востребованным (до ввода в действие АвтоВАЗа) жителями СССР автомобилем.

Это была модернизация автолегенды СССР — «Москвича-408», который еще долго выпускался параллельно. Опять же в целях экспорта, в том числе в развитые страны Запада, переделке подверглись экстерьер и интерьер (фото салона «Москвича 412» есть в нашей статье), так как главным было пройти проверку норм безопасности, принятыми ООН.

Сборка экспортных моделей велась еще в Болгарии (марка Rila) и Бельгии (марка Scaldia). «Помогали» экспорту победы экипажей этих машин на различных соревнованиях, так как разгон авто, при его 75 лошадиных силах, до ста километров в час осуществлялся всего за 19 секунд, при максимально возможной скорости в 140 километров в час.

«Москвич-412» сломал традиции автомобилестроения в СССР, согласно которым средний класс должен во всем доминировать над малым. По нагрузке на мощность он опережал не только «Волгу» — ГАЗ-21, но и следующую ее модель — ГАЗ-24. Наконец-то автомобиль получил салон с раздельными передними сидениями и внутренние ручки, чуть изменились поворотники («ушли» под фары) и решетка радиатора, а рычаг КПП с руля вернулся на пол. В 1968 году появились модификации с кузовами универсал и фургон.

Что случилось с данным автомобилем после того, как был построен завод ВАЗ и были выпущены первые «Жигули»? С появлением семейства ВАЗ, роли этих двух авто малого класса «распределились» следующим образом:

  • «Москвич 412» — малокомфортный, но более дешевый и «крепкий», прекрасно подходящий для поездок на дачу, которые к тому времени из «развлечения», доступного только для «элиты» общества, благодаря программе «6 соток», становились массовым явлением.
  • «Жигули» же стала «шоссейной» машиной для людей среднего возраста и большего достатка. Эта машина подходила для дальних поездок, так как была более комфортной. В то же время, она стоила на порядок дешевле, нежели «Волга», доступная только избранным в те времена.

В 70-е годы машина получила изменения. Так, в 1975 году на свет появилась рестайлинговая версия, получившая название «Москвич-2140». Немного изменен силуэт автомашины, ее салон, форма фар и тому подобные «мелочи». А через десять лет выпущен четырехмиллионный экземпляр. Через два года АЗЛК перешел на пятидверный переднеприводный хэтчбек – «Москвич-2141».

Заключение

Подводя итоги выпуска первого «народного» автомобиля «Москвич 400-420», в целом произведенного числом чуть более 1/5 миллиона штук, необходимо отметить его удивительную «живучесть». В настоящее время можно найти довольно много экземпляров первых малолитражек послевоенного выпуска, которые «пережили» своих более массово производимых аналогов. Кстати, найти хотя бы с десяток настоящих кабриолетов, которых произвели 18 тысяч штук, очень трудно.

Во времена СССР, конечно, раскупалось все, что «выбрасывалось» на продажу, но была большая разница в стоимости (цены указаны до денежной реформы 1961 г.) автомобилей «Москвич», «Победа» и «ЗИМ». Их цена составляет соответственно 8 тысяч рублей, 16 и 40 тысяч рублей (при средней зарплате около пятисот рублей в месяц, кредитование населения отсутствовало полностью). Очереди на приобретение первых двух машин стали выстраиваться только во второй половине 50-х годов прошлого века. До этого они, как правило, распределялись между имеющими деньги представителями нижнего слоя «элиты» советского общества (третьеразрядные писатели, инженеры высокой квалификации, творческой интеллигенции и так далее). Позднее, когда автомобиль стали приобретать обычные люди, и на улицах городов их появилось достаточно много, «Москвич» прозвали «слоном», а после премьеры многосерийного телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны», во время показа которого улицы городов и поселков пустели полностью, – «Штирлиц».

Источник: fb.ru

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ